На очередном круглом столе в Фонде поддержки предпринимателей в качестве основного спикера был приглашен и.о. руководителя Региональной службы по тарифам РСО–Алания Сослан Бадоев. Проблемы формирования тарифов, регулирования их на региональном уровне, контроля за реализацией инвестиционной составляющей и т.д. в ходе предыдущих дискуссий поднимались не раз, тем более, что тема крайне сложная и достаточно закрытая, и, по словам председательствующего, президента Союза «Торгово-промышленной палаты РСО–А» Казбека Туганова, «чем больше в нее вникаешь, тем больше вопросов возникает».
Сослан Бадоев начал с главного: «Мы имеем самые низкие тарифы на водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и достаточно высокий тариф на электроэнергию по сравнению с другими республиками СКФО. Тариф на электроэнергию складывается из четырех составляющих: тарифа на передачу электроэнергии, на него приходится порядка 60% всей суммы, стоимости электроэнергии на оптовом рынке, сбытовой надбавки и инфраструктурных платежей. Самостоятельно республика устанавливает тариф на передачу электроэнергии и сбытовую надбавку».
Казалось бы, вот он, спасительный люфт, но нет. Далее он пояснил, что в 2018 году вышло Постановление Правительства РФ от 30.04.2018 № 534, согласно которому ежегодный рост тарифа на передачу электроэнергии должен исчисляться 9%. Тем самым РСТ утратила возможность регулирования этой составляющей. Есть вопросы и по приобретению электроэнергии на оптовом рынке.
Что касается сбытовой надбавки, то тут РСТ проводит большую работу по установлению экономически обоснованного уровня сбытовой надбавки, анализируя содержание клиентской базы и убирая мифических потребителей.
Сослан Бадоев не скрывал, что он понимает все чаяния бизнеса: от тарифа на электроэнергию зависит ни много ни мало инвестиционная привлекательность региона, и намерен обращаться в вышестоящие ведомства законодательной и исполнительной власти с целью разобраться во всех возникших вопросах по формированию тарифа.
Основной поставщик электроэнергии – ПАО «Россети», а также небольшие сетевые организации. Есть и своя генерация, но…она работает через оптовый рынок. Т.е. де-юре Зарамаг ГЭС, к примеру, находится в республике, но де-факто, на цену киловатта республика повлиять не может.
Еще одна насущная проблема, которую поднял директор Алагирского завода сопротивлений Анатолий Сопоев: качество поступающей электроэнергии. Вместо 220 вольт на выходе у потребителя зачастую наблюдается 170 вольт. А это не просто тусклая лампочка, на таком напряжении импортная техника «не тянет» вообще. И за это еще надо платить по полной программе и в сроки.
В связи с этим председатель СО РО ООО «Деловая Россия» Роман Абиев предложил создать систему независимой оценки качества электроэнергии. Также, по его словам, необходимо разработать меры поддержки промышленных производств, связанных с энергетикой, возможно, установить отдельный тариф для предприятий, рассмотреть целесообразность авансовых платежей, облегчить выход на малую генерацию.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РСО–А Тимур Медоев озвучил общий вопрос: «Как используется инвестиционная составляющая тарифа, ведь, это, по сути, скрытые резервы для энергохозяйства? Кто осуществляет контроль за ее реализацией?» Он выступил с предложением, адресованным Правительству РСО–А, в котором речь идет о формировании льготных режимов для предприятий. «Если предприятие в результате применения льготных тарифов увеличивает количество выпускаемой продукции, налоговую базу, создает рабочие места, то почему – нет? Давайте посчитаем и предложим правительству экономически обоснованный механизм».
Идея разработки своего энергетического бонуса в отсутствие федерального имела поддержку среди предпринимателей. Это понятно и экономически обоснованно: все – и сетевики, и чиновники, и бизнес, и общественность в это непростое время должны быть по одну сторону баррикад. Бизнес намерен развиваться во избежание стагнации, а для этого должны быть условия. Не на бумаге, и даже не в головах. На деле.
выдержка из газеты «Северная Осетия»